28 мая, 2012

Я помню. Я горжусь


Жизнь так скоротечна! Вот уже прошло 9 мая, но дело ведь не в датах. То, о чем я хочу написать всегда со мной. К сожалению многих, у кого я могла спросить, уже нет со мной, и вместе с ними канули в небытие и остальные. А так хочется найти, узнать, расспросить…





Мне кажется, что так было всегда! 9 мая мы всегда ездили на Курскую дугу. Для меня это не только один из переломных моментов Второй мировой войны, это место памяти! Памяти - СВОЕГО прошлого, СВОЕЙ семьи, МОЕГО деда.

Мой дед Юдкевич Григорий Борисович – старший лейтенант, командир авиаэскадрильи 874 штурмового авиаполка 299 штурмовой авиадивизии, пропал без вести, не вернулся с задания  07.07.1943. Ему было всего 31! Напомню, бои на Курской дуге начались 05 июля 43 года, а закончились освобождением Харькова 23 августа.

Это его последняя фотография. Через неделю он погиб. Не вернулся с задания.




К сожалению, пока мы были маленькими и пока были живы родители, нас мало интересовала история нашей семьи и история нашей фамилии. А как хочется сейчас знать больше… А спросить не у кого. Со смертью папы и бабушки разорвалась такая хрупкая связь.

Дедушка был воспитанником детского дома «Ленинское» в г. Киеве. Там же воспитывалась и одна из младших сестер – Евгения. Я писала в Киевский государственный архив, но… как сейчас все сложно. Найти сестер дедушки я не могу. Вот есть фотография где они все вместе.



После детского дома дедушка поступил в Чугуевское военное училище под Харьковом.




Дед здесь второй слева. Папа очень был похож на деда, особенно, на этой фотографии.



Писала и звонила в Военный архив, и опять но… Найти его личного дела не смогла… Просто чудеса.

А здесь они с бабушкой сразу после свадьбы.



Такие молодые и полные надежд! Осталось много писем с фронта, фотографий, есть вырезки из газет про моего деда. Да-да, о нем писала даже Красная звезда. Найти бы еще семьи его сестер!

Вот поэтому мы каждый год, обычно в канун 9 мая (ну так там меньше суеты и народа) ездим на Курскую дугу. Сейчас там есть и памятник летчикам. Дед летал на другом самолете, но…

Вечная память погибшим!!!














Тут всегда торжественно… тихо играет музыка. И такое голубое небо! Теперь вожу сюда детей. Пока мы помним о погибших они с нами - в наших сердцах и душах.

В этот же день мы, обязательно, заезжаем и к остальным дедушкам и бабушкам умершим уже после войны. А потом 9 мая за столом моя мама, которая родилась перед самой войной, рассказывала, как их семья пережила войну, оккупацию, бомбежку… Об этом, наверное, уже в следующий раз.

12 комментариев:

  1. Ира,я тоже считаю,что не только в 9 мая мы должны чтить память- она должна быть с нами каждый день,какая ты умничка,что детям рассказываешь и показываешь..."незная прошлого-нет будущего"- правильное выражение!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Так трогательно... Грустно...

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Ириша! Я тоже жалею, что не записывала в свое время рассказы отца, бабушки, тетушек... а они уходят так внезапно...

    ОтветитьУдалить
  4. Ирочка, низкий поклон твоему дедушке и вечная память!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Ириш,чтим память погибшим!!!
    Мы,когда едем в Крым,обязательно останавливаемся на Курской Дуге!!!
    Рассказываем детям о боях.Читала несколько военных воспоминаний участников того боя,оставшихся в живых!!!
    Как мне близки твои фото,будто там побывала!!!
    Сфотографировала детей на фоне поля за обелиском,там же места "живого"не было...
    И около самолёта останавливаемся всегда!!!
    Вообщем всё там знаем!!!
    Дети должны знать историю!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Ира, ты молодец. Помнить и понимать, это важно! И теперь уже наша задача донести нашим детям, которые растут в рафинированных условиях, историю и ее уроки, чтобы они понимали какие тяжкие времена довелось пережить их не таким уж далеким предкам, сколько героизма и силы духа было в наших дедушках и бабушках, мамах и папах!!!
    Не теряй надежды найти хотя бы кого-то, или информацию о своих родных. Время от времени повторяй попытки. Помнить нужно не только нам, но теперь уже нашим наследникам.

    ОтветитьУдалить
  7. Сохранение истории семьи - увлекательное, хотя не всегда радостное дело. Молодец, что делаешь это.
    Ирочка, заходи за наградой http://portos09.blogspot.com/2012/06/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  8. Ирина, спасибо за рассказ! Тронул до глубины души! Мой дед тоже здесь воевал, дошел до Берлина. Моя боль втом, что я его никогда не видела. Мы не встретились... Мне было 2 месяца, когда он погиб... Он придумал мне имя, очень ждал моего рождения - я была его первой внучкой. В день, когда мои родители собирались в первый раз привезти меня показать деду (жили тогда далеко) - принесли телеграмму со страшным известием. Очень жалею, что не было возможности поговорить с дедом, очень много вопросов у меня накопилось. Понимаю, что ответов не получу никогда...

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, девочки, всем! Огромное спасибо! Это то что всегда с нами, всегда в наших сердцах и в наших семьях! Дети должны знать историю своего рода. А поэтому нужно стараться собрать как можно больше, пока есть что собирать, и научить их хранить это и ценить.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Ирина. Мои знакомые и родственники работали над созданием и оцифровкой (переводом в электронный вид документов) электронных архивов Великой Отечественной Войны. Работы по созданию электронной базы длились более 3 лет. Здесь можно посмотреть результат работы и возможно найти своих родственников, участников ВОВ:
    http://www.podvignaroda.mil.ru/
    и вот
    http://obd-memorial.ru/
    Не все документы сохранились, а также работы по наполнению базы еще продолжаются, поэтому может не всех получится найти. Это социальные проекты

    ОтветитьУдалить
  11. Еще отмечу, что над этими проектами трудились несколько сотен человек

    ОтветитьУдалить
  12. Надин, большое спасибо за информацию. На Мемориале я нашла запись о свем деде. Это мне очень помогло в дальнейшем поиске, а вот на Подвиге - нет, хотя точно знаю о его награде. Может быть я что-то не так делаю...

    ОтветитьУдалить